Оценка нематериальных активов
Нематериальный актив — это немонетарный актив, который проявляет себя своими экономическими свойствами. Он не имеет физической субстанции, но предоставляет права и/или экономические выгоды своему правообладателю
К объектам интеллектуальной собственности относятся
изобретения, товарные знаки, промышленные образцы
научные, художественные произведения, компьютерные программы и базы данных
ноу-хау
Права на объекты промышленной собственности
Права на объекты авторского права и смежных прав
Права
на секреты производства
права на секреты производства
Оценка нематериальных активов осуществляется для различных целей
  1. Для целей финансовой отчетности: оценка нематериальных активов часто требуется в связи с проведением учета сделок по объединению бизнеса, приобретениями и реализацией активов и при проведении анализа на предмет обесценения.
  2. В налоговых целях оценка нематериального актива часто необходима для исследований трансфертного ценообразования, учета и планирования налога на дарение.
  3. Оценка нематериальных активов часто производится для целей постановки на бухгалтерский учет по рыночной стоимости.
  4. Нематериальные активы могут быть предметом судебного разбирательства, требующего оценочного анализа при таких обстоятельствах, как споры между акционерами, расчеты убытков и раздел имущества при прекращении супружеских отношений (развод).
  5. Оценка нематериальных активов может потребоваться в случае других предусмотренных законом или юридических случаев, таких как разбирательства в связи с принудительным отчуждением собственности.
  6. Оценщиков часто просят провести оценку нематериальных активов в рамках оказания общих консалтинговых услуг, при предоставлении залогового обеспечения и поддержки транзакционных сделок.
Применяемые подходы и методы
Методы доходного подхода
Чаще всего для оценки нематериальных активов применяется доходный подход, который используется для оценки следующих объектов:
  1. Технологий,
  2. Нематериальных активов, связанных с клиентом (например, журналы невыполненных (будущих) заказов, контракты, договорные отношения),
  3. Торговых названий / товарных знаков / брендов,
  4. Лицензий на осуществление деятельности (например, соглашения о франчайзинге, лицензии на игры, вещательный спектр),
  5. Соглашений об ограничении конкуренции.
  1. Метод избыточных прибылей (excess earnings method),
  2. Метод освобождения от роялти (relief - from - royalty method),
  3. Метод преимущества в прибылях, или метод «до» и «после» (premium profit method / with — and - without method),
  4. Метод «гринфилд» (greenfield method),
  5. Метод дистрибьютера (distributor method).
Made on
Tilda