Оценка бизнеса
Оценка бизнеса — процесс определения его стоимости. Объектом оценки может быть доля в уставном капитале компании или пакет акций.
Оценкой бизнеса занимаются независимые оценщики. Они анализируют состояние отрасли, изучают документы компании, делают финансовый анализ, проводят расчёты и подготавливают отчет об оценке. Дальше бизнес использует этот отчет для своих целей.
Вот ситуации, когда нужна оценка бизнеса
Также компания может проводить оценку для следующих целей
Во всех этих случаях компания должна обязательно обратиться к оценщикам для того, чтобы они подготовили отчет об оценке.
Сохранение конфиденциальности
Детально прописано в договоре
  • продажа/покупка компании или ее доли;
  • слияние, поглощение, ликвидация и другие типы реструктуризации компании;
  • выкуп акций или имущества у акционеров компании;
  • решение споров о стоимости имущества компании — например, налоговых;
  • для целей раздела имущества при бракоразводном процессе
  • понимать реальную стоимость компании;
  • принимать грамотные управленческие решения — от каких бизнес-процессов лучше отказаться, а в какие, наоборот, инвестировать;
  • готовить корректные бизнес-планы, основанные на действительных показателях;
  • оценить кредитоспособность компании и возможность использовать активы как залог.
Подходы и методы в оценке бизнеса
Есть три подхода к оценке бизнеса: сравнительный, затратный и доходный. При каждом используют свои методы оценки. Подробно все подходы и методы оценки описаны в ФСО V — Федеральном стандарте оценки, а также в Международных стандартах оценки IVS
Затратный подход
Опирается на стоимость активов и обязательств компании.
Согласно этому подходу,  стоимость бизнеса — определяется как стоимость скорректированных активов компании минус обязательства.
Существует два основных метода затратного подхода в оценке бизнеса:
  • Метод скорректированных чистых активов. Оценщик оценивает материальные и нематериальные активы компании — например, недвижимость, транспорт, оборудование, ценные бумаги, товарные знаки, собственные изобретения компании. Затем из этой суммы вычитает величину обязательств — долгов.
Метод ликвидационной стоимости. Оценщик рассчитывает сумму, которую собственник получит, если ликвидирует компанию и распродаст все материальные активы по отдельности. В этом случае учитывают затраты на демонтаж, комиссионные выплаты, налоги на продажу имущества и другие сопутствующие затраты.
Доходный подход
Опирается на возможные будущие доходы компании. Данный подход предполагает, что стоимость компании зависит от размера доходов, которые компания будет генерировать в будущем. Соответственно, чем больше прибыли приносит бизнес, тем он дороже.
В доходном подходе есть два метода — метод прямой капитализации и метод дисконтирования. Чаще всего применяют метод дисконтирования. Оценщик прогнозирует будущие доходы компании на несколько лет вперёд. Затем с помощью ставки дисконтирования дисконтирует их к дате оценке. То есть рассчитывает, сколько будущие доходы будут стоить «сегодня».
Необходимо учитывать, что существует два вида денежных потоков. Например:
  1. Cтоимость предприятия обычно определяется по денежным потокам на базе до расходов по обслуживанию долга и с использованием соответствующей ставки дисконтирования, примени-мой к денежным потокам на уровне предприятия, например, средневзвешенные затраты на капитал (WACC).
  2. Cтоимость собственного капитала может быть определена с использованием денежных потоков на собственный капитал, определенных на базе после обслуживания долга, и с использованием соответствующей ставки дисконтирования, применимой к денежным потокам на уровне собственного капитала, например, ставки, основанной на затратах на привлечение собственного капитала (cost of equity).
Как правило, покупателей компаний или будущих инвесторов интересует не количество и стоимость её активов, а размер доходов, который они смогут от нее получить. Поэтому доходный подход лучше всего работает, когда нужно определить стоимость бизнеса для дальнейшей покупки/продажи или инвестиций.
Сравнительный подход
Для целей реализации данного подхода, сравнивают компанию  с аналогичной, стоимость которой известна. Для этого используют цены совершённых сделок или цены из объявлений о продаже. Три наиболее распространенных источника данных, которыми пользуются при проведении оценки бизнесов и прав участия в них с использованием сравнительного подхода, таковы:
  1. Публичные рынки ценных бумаг, на которых свободно обращаются доли участия в аналогичных коммерческих предприятиях,
  2. Рынок слияний и поглощений, на котором покупаются и продаются целые компании или контрольные доли коммерческих предприятий,
  3. Ранее совершенные сделки с долями оцениваемого бизнеса или предложения по ним.
При сравнительном подходе цены компаний-аналогов корректируют в зависимости от разных нюансов. Вот некоторые из них:
  • Возможная разница между ценой предложения и итоговой ценой сделки. На момент оценки итоговая цена сделки неизвестна, поэтому оценщик снижает стоимость для возможного торга.
  • Период, в который предложение о продаже находится на рынке. Чем он больше, тем выше вероятность торга.
  • Насколько характеристики компаний-аналогов соответствуют характеристикам оцениваемой компании.
  • Насколько цены аналогов соответствуют другим предложениям на рынке. Если они завышены или занижены, оценщик должен исключить их из расчета.
В оценке бизнеса сравнительный подход применим не всегда — сложно найти две одинаковые или хотя бы похожие компании. Даже если такой аналог найдётся, будет сложно получить достоверную информацию о нём.
Made on
Tilda